суббота, 21 апреля 2018 г.

Чернобыльская Зона Отчуждения. Поход в Сезон Дождей

Сходить собирался еще летом, да и было куча желающих, человек десять кричали и умоляли взять их с собой, но вот когда дошло до дела - у всех резко появились срочные дела и тысячи проблем... Решил что пойду один, осенью, когда жара хоть немного спадет. Но где-то за неделю до старта написал мне еще один человек, желающий необычных приключений с готовностью стартовать хоть завтра.
Так нас стало двое.



Утром Серега приехал в Киев, купили билеты на автобус, скупились и собрав рюкзаки двинули на «Полесскую». До места доехали нормально и без особого «палева». Переоделись, допили пиво, взятое в дорогу, и в путь. Первые километры проходили напряженно – мы вслушивались в каждый шорох и подозрительный звук ведь шли по дороге, которую облюбовали пограничники. Солнце село за горизонт и мир погрузился в темноту, где-то пролетел самолет, а на небо вышла молодая луна. Мы были у первой деревни которая по карте обозначалась как заброшенная, но на деле я увидел свет фонаря пробивающийся сквозь подлесок. Опешив, взяли вектор и обошли освещённую поляну с домиками по краю. Но этот факт для меня так и остался загадкой - то ли туда все-таки возвратились люди, либо пограничники - лесники обустроили себе «базу». Далее прошли пару разбитых домов и вышли снова на дорогу. Минут через десять показался просвет. Это было заброшенное кладбище. В слабом свете луны обветшавшие старинные кресты, сделанные из огромных брусьев, выглядели завораживающе. Километра через полтора дорога резко повернула и закончилась непролазными зарослями. Сверившись с картой, я понял, что около кладбища нужно было повернуть, и теперь придется возвращаться, но этого делать как-то совсем не хотелось – то место «веяло» чем-то нехорошим и холодным, но другого выбора у нас не было. Возвратились, отыскали нужный поворот, и вот когда до старого переезда было метров сто я заметил красный свет. Свет то гас, то появлялся, и это меня конкретно напрягло, ведь когда я проходил его год назад ничего подобного там не было. Приняли решение пробраться и посмотреть.
Кроны деревьев создавали от луны тень, которая падала на часть дороги и даже если б там кто- то был, он нас не должен был заметить, ведь другая часть дороги и насыпь с переездом были ярка освещены той же луной. Прокравшись мы засели в тени, до цели было метров десять, переезд был не таким безжизненным, как прошлый раз - дорога наезжена и работал железнодорожный семафор. Так мы просидели минут пятнадцать, не решаясь что-то делать, как тут из-за необжитого на первый взгляд домика вышел человек, а за ним через пару мгновений другой. Пульс зазвенел в висках и мы как синхронные пловцы ринулись обратно. Звуков погони слышно не было. Метров через пятьсот свернули в кусты и начали слушать. В окружении было тихо, и прождав минут двадцать двинулись по азимуту через лес к железке. Шли без фонарей можно сказать на ощупь, да еще и старались не создавать шума, ведь «там»  точно кто-то был! Когда под ногами начало хлюпать, пришлось достать фонарь, и зажав его ладонью я пустил слабый лучик света… «Я снова забрел в болото» - промелькнуло в голове. Ну что ж, идти-то все равно нужно. Потеряв еще почти час мы таки добрели к долгожданной ЖД насыпи. Стараясь не задеть ни единого камушка, я на четвереньках выполз вверх.




На дороге было тихо, лишь легкий ветерок играл кронами деревьев. Я дал знак в темноту, и оттуда таким-же образом выполз Серёга. Что за люди были там, мы так и не выяснили, и поэтому пробирались чуть-ли ни на цыпочках и только по темной стороне насыпи. Как тут впереди зажегся белый свет и тот час погас. Я на мгновение подумал, что это мне чудиться, но Серега уже летал с насыпи в кусты, и я решил проследовать за ним туда же. Долго обсуждали что это может быть – нам обоим казалось, что где-то километрах в трех от нас кто-то включил фонарь, и в тот час выключил, но это очень странно. Вторая версия была следующая- километрах в пяти, есть ЖД переезд через который пролегает действующая дорога, но если это проезжала машина, то где задние красные фонари? Вопрос этот так и остался открытый, а на путь, который пройти можно минут за сорок мы потратили целых два часа периодически прячась от «фонаря»!
Загадка эта разгадалась лишь тогда, когда мы дошли до того самого переезда, и решили  понаблюдать за этим местом из кустов. Проехала машина, и все стало ясно – на дороге была огромная выбоина, которую автомобили объезжали, поворачивая в «нашу» сторону, а когда водитель выворачивал обратно на прямую, машина уже скрывалась за лесополосой. От этого и получался такой эффект что свет передних фар мы видели, а задних, уже нет. Этот факт поддал немного храбрости, и мы двинули через дорогу. Далее было два пути: прямо по заросшей ЖД, либо по асфальту пройти мимо охраняемой и рабочей лесопилки. Вариант выбрал я второй – ведь мы и так уже общим счетом отставали от графика на четыре часа! Переждав очередную машину, пересекли трассу и свернули на нужную дорогу. Все было тихо и хорошо, я планировал обойти по асфальту всю заросшую территорию станции, дорога как раз в нужном месте делала поворот, но не тут-то было. Впереди мы заметили свет, и дойдя до границы тени остановились свериться с картой. В это же мгновение раздался неистовый лай собак... О «легком» плане обхода можно было забыть. Я бежал впереди, вытянув руки чтоб в темноте ненароком не получить какой-нибудь веткой в лицо. Когда Серёга догнал, оповестил что видел, как из калитки вышел человек и что-то кричал нам вдогонку… «Значит снова нужно бежать, они ведь все тропинки тут знают» – подумал я, и мы ринулись сквозь густой подлесок все дальше и дальше углубляясь в Чернобыльскую Зону.

04.09.2017
Проснулись по будильнику, на часах было двенадцать дня, но как не странно проспав всего около шести часов мы полностью выспались. На «Кливинах» было тихо. Мы быстро вылезли из спальников и приступили готовить завтрак. Я планировал за этот день пройти весь оставшийся маршрут чтоб по ночи зайти в «город» - правда тогда еще не подозревал какие трудности окажутся на нашем пути.

Кливины

Выбило меня из размышлений то, что сидящий и мирно готовивший еду Серега резко вздрогнул и подскочил. Смотрел он в сторону тропы, с которой через пару мгновений показался человек. Меня пробрало дрожью и проскочила мысль что все – вот и «протокол», но когда вышел второй - по его виду я понял - это сталкеры.
Костя и Сергей, один с Белоруссии другой аж с далекой Карелии. Начали общаться кто как зашел вчера, и тут мы узнали очень интересные и по сути смешные подробности. Далее с рассказа Сергея: «Сошли с автобуса на остановке, а водитель сразу начал звонить кому-то, видимо пограничникам. Вышли, это я - Россиянин и мой друг - попутчик из Белоруссии. Сразу углубились в лес метров на сто, переоделись, перекусили, и через пару часов выдвинулись к железке, ведущей к «мечте». Перебегая дорогу, неожиданно попались на глазу случайному водителю - морды кирпичом, идём дальше. Через пару часов блуждания вышли к ЖД насыпи. Шли молча, иногда прислушиваясь к посторонним шорохам. Рюкзак с каждым километром становился тяжелее. Хотя вроде не брал ни чего лишнего. По шпалам реально идти тяжело, но обратной дороги нет. Стемнело. Шли, старались не шуметь, изредка останавливаясь - всматриваясь в темноту через бинокль. Подходя к переезду стали останавливаться чаще, прислушиваясь. От тишины в ушах звенело и чудились посторонние звуки. Вдруг, в кустах какой-то шорох переходящий в реальный грохот, но почему-то удаляющийся от нас. Присели, медленно сползая с насыпи, спустились в овраг - вроде тишина. Спрятались в траве, ожидали луч фонаря, выискивающий нас. Сидели минут двадцать, а может и меньше, в такие моменты время тянется. Осторожно вылезти из укрытия - тишина, никого, двинулись дальше. К часу ночи прошли аккуратно станцию «Вильча». Идти становилось все тяжелее. К двум ночи были около нефтебазы. Я сразу в спальник и спать без задних ног, Костян ещё трапезничал, но я этого уже не слышал. Проснулись в семь, не стали есть решили позавтракать на мосту через р. Илью так как воды было не густо. Конечно зря не позавтракали, сил практически не было, ведь не ели практически двое суток. Двинулись на «Кливины», но так как я был впервые в ЧЗО, а компаньон забыл дорогу - мы потерялись в лесу. Гуляли часа два по лесу, связи не было, карту не посмотреть. То по солнцу шли, то наугад, то по карте, когда связь появлялась. Практически вышли к дороге на «Новый Мир». Потом вспомнил, что есть автомобильный навигатор, он нас и выручил - вывел к «железке» за пятнадцать минут. Пошли дальше по дороге, медленно приближаясь к цели. Видели следы такого же самохода, как и мы. Вроде один человек шёл, как оказалось - ошибались. Вот она, станция «Кливины», обходим её, что б зайти под крышу, заходим со стороны сваленной стены и... коронная фраза, УПС😆 - это сказал один из отдыхающих там сталкеров. Я его сразу узнал - Жека, прочёл все его отчёты, просмотрел все видео из походов. Не знаю почему, но, когда собирался в поход, думал, может с кем-то встретимся из сталкеров, и даже почему-то ожидал Женю и увидеть. Вот так и начался наш совместный поход в Припять. Потом, как оказалось, это ребята и были источником шума на переезде».
Так вот и бывает - пересекаются в «Зоне» группы сталкеров и сидят потом по кустам что одни что вторые. 😆
Ребята сказали: - «будем идти к реке, набирать воду а потом там обедать».
Я ответил: - «скорей всего еще догоним».


Так и получилось. Подкрепившись мы собрались и пошли к мосту, а там как раз и ребята кушают. Мы приступили к пополнению запасов воды. В этот раз уровень воды в «Илье» значительно упал, а сам железный мост сооружённый военными начал заметно крениться на один бок. «Еще лет пять, наверное, простоит» - подумал я, набирая очередную баклажку воды. А тем временем тучи над нашими головами сгущались и начались доноситься далекие раскаты грома. «Только дождя нам не хватало» - сказал Серега. Когда набрали и профильтровали воду начал моросить небольшой дождик. Я посоветовал достать дождевики и закрепить на рюкзаках в местах быстрого доступа, но еще через пару минут дождь усилился и их пришлось одевать. Ребята так же почувствовали неладное и начали собираться. Так мы и решили идти пока вместе. Все равно в одну сторону, да еще и дождь. Дорога до станции «Толстый Лес» выдалась ужасной - дождь лил все время, и несмотря на дождевики мы промокли. Пробираясь через густой и мокрый подлесок вода с листьев струшивалась и затекала во все незащищённые места, но я все еще таил надежду дойти этой ночью до Припяти.

ЖД станция Толстый Лес

На станции был беспорядок - кучи книг вперемешку с остатками трапез некультурных ходоков валялись на полу. Стол с старинной скамьей куда-то исчез вместе с журналом посещений. Начали собирать хворост чтоб растопить станционную буржуйку, а я принялся сносить мусор в подвал соседнего помещения - ведь не в «бомжатне сидеть». Серега взял с собой классную складную пилу которая нас очень выручила при распиле больших бревен.  Спустя часа два сложенной работы мы сидели дружной компанией возле буржуйки и наслаждались испускаемым от нее теплом.

Печь


Вокруг все было завешено мокрой одеждой. Костян и Сергей сразу оповестили, о том что будут оставаться здесь до утра, ну а мы с Серегой поужинав хотели отправляться дальше, но перед этим вышли на улицу разведать обстановку.
Открыв дверь, лицо сразу же обдал холодный и влажный воздух. Деревья раскачивались от порывистого ветра, а небо продолжало поливать все дождем. Я понял – идти вперед было глупо. Ведь в Припяти негде просушить вещи. Весь оставшийся вечер мы травили байки и делились жизненными историями. За это время печка так прогрелась что в комнате можно было спать без спальника.


05.09.2017
Проснулись около шести утра. От печи еще веяло приятной теплотой. За это время наши вещи успели просохнуть - это конкретно радовало.  Пока поели и собрались, было уже начало девятого. Я начал подгонять ребят - ведь если за этот день не дойдем до цели смысл похода может потеряться.


Время стало тянуться, дорога казалась не закончиться никогда, но мы преодолевал одно за другим поваленные вчерашней грозой деревья, продирались сквозь густые заросли и к двенадцати были уже у села Толстый Лес. В само село в очередной раз решили не заходить, а пошли к ручью набирать воду.

Село Толстый Лес



Вода была грязная и ребята ходившие первый раз смотрели на нее очень скептически. Но отфильтровав ее «Аквафором» и добавив на всякий случай йода стала вполне пригодна для питья. 

Ручей

Набрали воду в ЧЗО

В теплых лучах заходящего за горизонт солнца показались первые силуэты домов. Меня пробрало странной тоской и ностальгией. Показался «наш домик». Все было так же, как и полгода назад. Воспоминания о тех четырех «новогодних» днях, прожитых тут начали «оживать» в моей голове. «Вот тут мы лепили снеговика, а там играли в снежки, а вот и ёлка, которую Рома с Серегой нашли». На душе стало еще больнее, когда я представил каково это людям, жившим на этих землях возвращаться сюда… в свои дома и квартиры разбитые и разграбленные, и вспоминать как было раньше.

Брошенная деревня

Быстро насобирав дрова, мы растопили камин и принялись сушить одежду параллельно готовив еду.


После Толстого Леса начался небольшой дождь, но он успел нас промочить. Зашли в деревушку, которая состояла из пяти хат и не была обозначена даже на карте, но и тут отыскали записки сталкеров. Немного передохнув двинули дальше. Я удостоверившись в том что Костяна с Сергеем не расскажут о координатах моих «убежищ» предложил им зайти с нами в домик который мы обустроили на Новый Год, а потом и вместе двинуть в Припять.


Сталкерский домик


Хворост в камине догорал, а с ним и время нашего пребывания в этом доме. Посидев на дорожку, я залил угли водой, и вышел во двор. Перед моим взором показалось небо которые сияло светом тысяч внеземных огней.

Звездное небо Чернобыля
Глаза привыкли очень быстро, и нам не пришлось даже доставать фонари. Железка в ночном свете выглядела как млечный путь, только на земле.
Шли быстро, ведь нужно было успеть досветла попасть в «город». Где-то за станцией «Щепеличи» я заметил странный просвет, уходящий в бок от ЖД полотна. Подойдя ближе, я понял, что это огромная вырубка и задел под стройплощадку ветки железной дороги к строящемуся «ЦХОЯТ» (Центральному Хранилищу Отработанного Ядерного Топлива). Сильно хотелось сфотографировать, но так как дело это долгое, а я слышал истории что тут бывают работники даже ночью - откинул эту идею.
Время тянулось очень медленно, как и километры. Но вот показалась долгожданная просека ЛЭП, которая означала что до входа в «город» осталось меньше километра. Тут передохнули и я провел инструктаж что делать в случае «палева», куда идти если разделимся, а также о том, что сейчас будет самый «ответственный» момент и нужно будет собрать все силы в «кулак» и не отставать, ведь я предпочитаю заходить в «город» максимально быстро.


Одели рюкзак, я выпил две таблетки кофеина, и в путь. Как на зло начал моросить дождь,  видимость упала - значит сложнее будет заметить засаду, но с другой стороны нашим «врагам» тоже тяжелей будет заметить нас.


«За переездом повернуть на «асфальт», теперь поворот направо. Держимся у обочины. Смотреть в оба, не отставать!»
Темнота стояла кромешная и ориентироваться приходилось лишь по слабому свету, пробивавшемуся сквозь кроны деревьев, и по памяти.
«Теперь внимательней – тут ров и колючка, а за ней старое «КПП». Не шуметь! Все перешли? Вроде чисто, пошли. Снова поворот, так, теперь не пугайтесь - гудит подстанция «Припять». Да, она работает. В городе еще есть рабочие объекты. Вот тут должен быть поворот на «окружную», а нет это дорога к отстойнику техники, «наш» следующий. Черт дождь, нужно идти быстрее!»
Дождь начал мелко моросить еще около переезда, теперь же когда из листвы появились первые дома - стал лить как из ведра. По плану мы должны были разделиться и пойти «заселяться» в разные дома, а потом встретиться на одном из «шеснарей» чтоб выпить и встретить рассвет. Но дождь изменил наши планы: «Ребята бежим, а то полностью промокнем!»



06.09.2017
Квартира была пуста, но с целыми окнами. Мы переоделись в сухие вещи, достали «ништяки» и пошли на крышу. Лить с неба тому времени перестало и в городе стояла гробовая тишина, лишь одинокие капли воды и редкие хлопки открытых окон, движущихся от порывов ветра, разгоняли ее. Серёга с Сергеем восхищались этим видом еще сильнее, ведь они были первый раз тут. Наблюдая за ними, я вспомнил свой первый поход и те невероятные эмоции. Захотелось выпить – что я в общем-то и сделал.
Моему удивлению не было придела, когда Сергей достал двухлитровую бутылку пепси и какую-то настойку. Как оказалось позже, это «Карельский бальзам» - очень вкусная вещь, скажу я вам.
Рассвет сквозь тучи мы не увидели и побрели спать.





Утром сварганили еды, допили последние запасы воды и пошли гулять по городу.











Сразу пошли к колесу обозрения, но не успел я даже достать фотоаппарат, как услышал голоса, и пришлось быстро ретировались к гостинице «Полесье».
Забравшись на крышу, я был шокирован количеству людей и экскурсий, находящихся в городе. Они были всюду. Несколько групп на крышах шестнадцатиэтажек, одна у «колеса», еще слышны голоса от «пристани», в самый центр  подъехала машина, и люди, вышедшие из не тычут на нас пальцем.
Пора бежать!




Двигались в сторону «пристани». Там недалеко друг недавно сделал «нычку» с разной вкуснятиной, и собирались пополнить запасы воды в «Яновском затоне» .
Но планам не суждено было сбыться - как только я зашел в нужный дом и нашел «передачку» к медсанчасти, которая была аккурат через дорогу, подъехала машина. Мы затаились и так прождали около трех часов. За это время проехало еще две машины, и «неизвестные» заходили в наш подъезд, ища, то ли смотря тут что-то. Последнее конкретно обеспокоило всех и дождавшись «затишья» мы приняли решение бежать в сторону «Парка развлечений», а там уже действовать по обстоятельствам.



Уже на «водокачке», я включил сеть на телефоне, и увидел пропущенный от хорошей знакомой - перезвонил. Она рассказала, что сейчас в городе Богдан из «АВО» сольником, и он не против пересечься.


Придя «домой», я с Костяном решил идти гулять, а Серега с Сергеем остались спать.
Вечер прошел ярко. Изрядно напившись, мы плелись в полной тишине по ночному городу. Серега попросил позвонить на «Киевстар» - предупредить что мы идем, но номер я благополучно забыл и звонил на «Лайф», а он как на зло не ловил. В итоге мы минут десять ломились и стучали в дверь, а ребята сидели и думали, что «менты» ломятся. 😆

07.09.2017
Весь этот день провели в квартире, потому что в городе были какие-то непонятные движения. Утром кто-то ходил по нижним этажам нашего дома, потом и соседнего, как будто искали кого-то. 














Только лишь вечером сходили за водой, я еще пофотографировал, и начали собираться в обратный путь.




Выходить из Припяти договорились вместе с Богданом. Минут за десять до оговоренного срок,а в оговоренном месте, мы стояли и ждали его. Этот момент мне очень сильно запомнился - призрачные силуэты домов, полная тишина, которую разоряло лишь наше тихое дыхание и шатающиеся где-то в домах от легких порывов ветра незакрытые окна и двери. Услышал вдалеке шаги, немного напрягся, но тут же усылал «свои» и волнение исчезло.


Захотели пройти по дороге мимо «СОФА» (станция очистки и фторирования воды) которая работает и сейчас. Но идея как оказалось так себе. Конечно, мы все были поражены резкому контрасту мертвого города и работающему предприятию с освещением и светам в окнах, но стоило подойти ближе - раздался лай собак, а мы ринулись бежать.
Весь остальной остаток дороги прошел спокойно, даже не одной машины не проехало. Зашли на поле к распредустройствам пофотографировать и передохнуть. На долго тут останавливаться не рекомендую. Фон намеряли порядка двух тысяч микрорентген.







До троллейбуса дошли очень быстро. Все же нам хорошо повезло и не было машины. Ведь не нужно отсиживаться в кустах как это зачастую бывает и тратить время.


Поужинав мы легли спать, а Богдан двинул дальше на выход. Ночь пролетела незаметно, лишь под утро я просыпался от звуков каких-то животных.




08.09.2017
Поели, попили, пофоткали и снова в путь дорогу.






Время тянулось очень медленно, как и километры. И знаете, «некоторые» утверждают, что опытные сталкера ходят по самым коротким маршрутам ведь они самые интересные… Гоните в гриву таких индивидуумов. Ведь как правило самые короткие маршруты самые скучные. Просто монотонная дорога без каких-либо интересных объектов и сел.



Люди, которые давно уже ходят, часще выбирают маршрут длинней и сложней. Так чтоб увидеть и посетить как можно больше брошенных населенных пунктов и даже не всегда их цель всем известная Припять. Ведь в Припяти последнее время сложно найти место где не наткнешься на «экскурсантов» или тех же самых сталкеров. Она как Мекка, манящая сотни людей со всего света.


 Тем временем мы дошли до реки и успешно ее форсировали.





Времени до ночи было еще предостаточно, а сидеть под открытым небом критически не хотелось. Решили зайти в одно очень любимое мной село.
В домике съели последние остатки пищи и успели даже подмерзнуть. Все-таки сентябрь начал давать о себе знать вечерним холодком. Перед выходом я вышел на улицу, и сделал пару снимков, которые хоть частично передадут ту невероятную атмосферу.




Дорога была вся во мгле. Видно было метров на десять вперед, а дальше - молочная пелена, но как же атмосферно было наблюдать темные силуэты брошенных домов медленно «выплывавшых» из непроглядной пелены.


09.09.2017
Оставшуюся часть дороги прошли на ура, по асфальту, сделав лишь пару привалов.


Перед самой колючкой туман снова начал затягивать землю, только теперь он стелился слоем в несколько метров над ней. Я понял - это время «точки росы» и как раз через несколько мгновений трава стала ощутимо мокрой, а возле периметра промокли и ноги.
Минуя «колючку» мне хотелось закричать, что я собственно и сделал, поздравляя спутников с окончанием похода. И знаете, что? Громкая речь показалась какой-то неестественной, и мы еще до самого Киева разговаривали полушёпотом. 😆
Вот и пришел самый «больной» момент. Момент окончания похода. Почему? - спросите вы. А потому что там совсем разные люди, с разных регионов и стран, за короткий промежуток времени становятся одной командой. Одним организмом. Каждый знает слабые и сильные стороны другого, в любой момент может бескорыстно помочь - взять часть вещей с твоего рюкзака, если ты совсем выбился из сил...
Но теперь все - мы разъедимся по домам, и как показывает опыт предыдущих походов с половиной скорей всего не встретимся больше никогда. Потому я и не люблю момент окончания похода, но такая жизнь, и с этим ничего не поделаешь.


Сделав на память последнее фото, мы разошлись, но я все же надеялся и надеюсь встретиться с этими людьми еще раз, чтоб снова пойти на поиски приключений в Зоне Отчуждения.


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Статистика