воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Днепропетровск: заброшенный гостиничный комплекс "Парус "

Узнал о существовании этой невероятной постройки уже довольно давно. Где-то года 2 назад искал заброшенное место для залаза в Полтаве, и наткнулся на Парус в Днепре. Архитектура, возможность туда попасть, ну и конечно же безумно красивый вид сверху сразу же отложились в моей памяти, и попасть туда стало для меня мечтой.

Шло время, а весомой причины (кроме этой) поехать в Днепропетровск не было. Но вот после Нового Года друг мне пишет что Земфира приезжает в Украину, и один из концертов будет в Днепропетровске. Конечно сначала были мысли посетить на концерт в Киеве или Харькове, но "Парус" в Днепропетровске был весомым аргументом поехать именно в этот город.

Посмотрев кучу видео, и прочитав много информации в интернете мы поняли что самим в первый раз пробраться на верх здания через кучу лабиринтов, лестниц и решеток будет довольно сложно  и затратно по времени. Потому и решили поискать "проводника". Им оказался Александр Зенков, который с радостью рассказал обстановку на объекте, и согласился провести нас туда.



Историческая справка  (источник tov-tob.livejournal.com )

Проект "Паруса" появился еще в 1972 г. Его разработал ГПИ "Днепрогражданпроект " во главе с В.А. Зуевым(а в последствии Товстиком В.П.).
Проект гостиницы класса "интурист" поражал своими масштабами: высотная 28-этажная часть и две пристройки имели общую площадь порядка 190 тыс. кв. м. Почти 600 гостиничных номеров размещались в высотной части и насчитывали 996 мест (1000 и более нужно было утверждать в Москве, поэтому архитекторы пошли на хитрость, чтобы закрыть вопрос на уровне Киева).
В пристройках должны были разместиться администрация гостиницы, ресторан на несколько сотен мест, кафе, банкетный зал, бар, биллиардные, конференц-зал, выставочные залы, парикмахерская, столовая для сотрудников гостиницы, прачечная, отделение по ремонту одежды и обуви, сушильное отделение, столярный цех, гаражи и многое другое. Гостиница должна была иметь собственную АТС и подстанцию. Было также предусмотрено строительство бассейна, причала и автостоянки. Одним словом, город в городе, за который авторов наградили премиями и дипломами.
Если посмотреть на высотную 28-этажную часть сверху, то она представляет из себя букву "Y", нижняя часть которой развернута к Днепру, а верхние хвостики к набережной. Колонны первых этажей имеют жесткую арматуру (металлические сердечники); при строительстве каркаса применялся высококачественный бетон. Практически по центру здания находится вертикальное монолитное ядро жесткости, обеспечивающее устойчивость конструкции в продольном направлении. В поперечном направлении, кроме ядра жесткости, устойчивость обеспечивают шесть поперечных диафрагм. В ядре размещаются основные лифты (в том числе предполагались скоростные) и незадымляемая лестница. Помимо этого есть еще две высотных лестницы, которые размещаются в верхних хвостиках буквы "Y".


Проект был одобрен с рекомендацией взять из Москвы не более 10 млн. рублей (а нужно было 25), а остальное набрать на местных заводах за счет шефской помощи и пр. Впоследствии этот факт сыграет немаловажную роль в остановке стройки. Деньги из Москвы были выделены по личной протекции Л.И. Брежнева, проект был передан на баланс УССР и стройка началась.
Для строительства комплекса был специально намыт участок площадью более 6 гектар между Амурским и Центральным мостом. Расположение лучше не придумаешь: недалеко находится речной вокзал, до авто- и железнодорожного тоже сравнительно близко; из окон открывается великолепный вид на город, а сам комплекс видно из многих точек города. В 1974 г. намывка была завершена, а в 1975 г. уже забили сваи под высотную часть. Ряд источников утверждает, что всего свай было порядка 3 тыс. За три года был возведен каркас здания, а ввод гостиницы в эксплуатацию пророчили в 1979 г.
Однако, дальше ситуация изменилась. Изначально строительство финансировало Министерство коммунального хозяйства Украины; многие работы бесплатно выполняли предприятия Днепропетровска. Постепенно финансирование полностью легло на плечи местных властей, которые не могли самостоятельно вытянуть такой объект, и к началу 80-х деньги поступали по чайной ложке. В 1984 г. работы уже практически не велись. Тем не менее, благодаря стараниям архитекторов последующие несколько лет работы медленно, но продолжались и какие-то копейки на гостиницу найти удавалось. Перестройка в месте с последовавшим экономическим кризисом окончательно расставила точки над "и" и после 1987 г. стройка окончательно умерла. На тот момент уже были завершены все основные конструкции, установлены многие окна и двери, смонтирована часть коммуникаций, обсуждались вопросы, какой будет внутренняя отделка и мебель, а работ оставалось всего на полгода ударной стройки. Всего же для завершения работ не хватало примерно 10 млн. рублей (какая цифра магическая). Но денег не нашлось даже на должную консервацию объекта, поэтому уже более 30лет здание стоит с незащищенными стыками и открытый металл разъедает коррозия. Все возможные коммуникации и цветные металлы давно уже расхищены.



Долгое время казалось, что гостиницу рано или поздно начнут достраивать. Интересовались ей и зарубежные инвесторы (даже из США и Китая), но дальше слов дело не двигалось. Становилось ясно, что такой большой и уже морально устаревший объект навряд ли кого-то заинтересует всерьез, и с вечным статусом долгостроя многие смирились. В народе то и дело возникали слухи о просадке фундамента и возникшем крене в сторону Днепра. Ходили даже разговоры о демонтаже здания, но и эти планы дальше слов не пошли. Внезапно в 2005 г. "Парус" продают на аукционе за $4,7 млн. ЧП "Ромбус-Приват". Новый владелец обязывался достроить здание за 5 лет с возможностью изменения назначения объекта и без возможности отчуждения здания и земельного участка до завершения строительства. Через год появились и новые планы достройки комплекса: к "Парусу" должно было прибавиться несколько новых строений, в том числе и 45-этажный небоскреб в непосредственной близости от гостиницы. Для реализации этих наполеоновских планов нужно выкупить территорию АСК "Укрречфлот", перенести грузовой порт на левый берег, а также частично ликвидировать прилегающую промзону.
Однако прошло уже больше 8 лет и кроме красивых рендеров, ряда проектных и гидрогеологических работ больше ничего не было сделано, и срок завершения строительства был продлен . Теперь это 2015 г., но чем дальше, тем меньше уверенности, что "Парус" действительно будет достроен: слишком много нужно сделать и слишком сомнительным с каждым годом становится состояние конструкций здания.





Вообще гостиница имеет 32 этажа из которых 28 "жилых" и 4 нежилых.




Перелазим через забор, и направляемся к объекту. Кровь в жилах просто закипает от адреналина, и понимания того что долгожданная мечта скоро сбудется!



Переходим с пристройки в главный корпус. Дальнейший подъем я не снимал, так как  времени особо не было, и все внимание уходило на контроль происходящего:)


И вот первый кадр с высоты 32-х этажей!




Электроподстанция "Городская-1" 



Дома по набережной В.И. Ленена





Проспект Кирова



Парк им. Лазаря Глобы


Небольшой фотосет



Местные девчонки которые тоже сопровождали нас на "Парус"



Собственно я


Снимаю "эпичное фото"


То самое фото :)



Дашка





И еще


И еще..:)



Завод "Олейна"




Грузовой порт






Вид на центральную часть города




Жилмассив "Солнечный"


Одинокий катер


Ресторан "Поплавок"


Панорама надстройки


Дальше мы решили перекусить, и пока друзья отдыхали мне захотелось пройтись по бортику этой самой надстройки








Ощущения мягко говоря непередаваемые! В спину дует легкий весенний ветерок, под ногами дорожка в пару кирпичей, и высота... Но потом мои спутники стали смотреть  на меня слишком пронзительным взглядом, и дальше я решил не идти




 

Сестричка тоже захотела пофотографировать :)


"Центральный " и "Мерефо-Херсонский" мосты


Прекрасная река Днепр


Промзона


Баржа



Амурский мост




Спускаемся с надстройки на основную крышу



Такой вот неповторимый вид




Остров "Зелёный"



Еще одна панорама





"Наскальная живопись"



Постояв еще немного на крыше, покидаем "Парус", и пройдя еще немного по набережной прощаемся с нашими днепропетровскими друзьями, точно зная что еще вернемся.



Видео: панорама с крыши, и часть спуска


2 комментария :

Статистика